Сейчас едва ли не каждый родитель считает своим долгом устроить свое чадо в вуз. При этом само понятие высшего образования девальвировалось. Сотни вузов, государственных и коммерческих, опустив планку требований ниже плинтуса, с каждым годом плодят армию практически не пригодных для серьезной работы маркетологов, финансистов, экономистов и юристов, в основном, на коммерческой основе. В то же время, на инженеров, физиков и математиков, даже на бюджетные места (пока еще на 100% финансируемые государством), в последние годы всё труднее найти желающих учиться. Выпускники школ в большинстве своем выбирают те специальности, где проще учиться, где меньше спрос. А родители часто готовы платить за любимое чадо десятки тысяч рублей в год, лишь бы он учился на «престижной» экономике или юриспруденции, а не на бюджетном месте, но на якобы «непрестижной» математике! И вот ведь какой парадокс: экономисты, среди которых отличников больше, чем на физмате едва ли не в 10 раз, зачастую не умеют брать самые простые интегралы из школьной программы или решать дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными!
Проблема с зачислением наблюдалась даже в престижный Костромской технологический университет на специальность «Технология машиностроения». Казалось бы, на производстве специальность востребована, никаких проблем с трудоустройством, зарплата приличная… А вот учиться сложно! Не меньшие шансы прекрасно трудоустроиться, в том числе за рубежом, дает физмат Костромского государственного университета им. Некрасова: классическая университетская специальность «Физика» предусматривает прохождение научно-исследовательской практики на базе ведущих мировых центров — в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне, в МГУ, в Петродворцовом учебно-научном центре при СПбГУ, а также на ведущих промышленных предприятиях. Наиболее способные студенты-костромичи практически весь 4 и 5 курс проводят в лабораториях ведущих российских центров. По окончании обучения они могут на льготных условиях (и пока еще бесплатно) поступить в магистратуру и аспирантуру физического факультета СПбГУ, аспирантуру ОИЯИ и МГУ с последующим трудоустройством в федеральных центрах. Только за минувшие 5 лет 10% выпускников приняты на работу в Объединённый институт ядерных исследований в г. Дубне, около 20% выпускников 2005-07 гг. поступили в магистратуру физического факультета СПбГУ.
Надо прямо сказать, не от хорошей жизни в столичных вузах и лабораториях с распростертыми руками принимают костромских студентов. У своих студентов, московских и питерских, интересы другие. Получили диплом магистра — и вперед на офисную работу ковать шальные денежки. Во всяком случае, так было до кризиса…
Правда, чудовищная деградация школьного образования докатилась уже и до провинции. Еще пара лет — и точка невозврата будет пройдена, некому будет ехать работать в пустеющие лаборатории столичных учебно-научных центров… Непрофессионализм, обывательщина и «потребляйство» — вот те недуги, которыми чуждая цивилизация стремится поразить душу русского человека. На смену профессионалам приходят «дети Гены Букина» (главного героя известного обывательского телесериала).
Интересно сравнить структуру экономики в разных странах. В США и богатых странах Западной Европы менее 5% населения работают в аграрном секторе и пищевой промышленности, около 20% заняты в других отраслях промышленности и более 75% — непроизводственный сектор. В Польше, например, эти цифры составляют уже около 25%, 35% и 40% соответственно, а в Индии — 50%, 30% и 20%. Структура «докризисной» экономики Россиянии была примерно как у США, на которую работает почти весь остальной мир, но уже сейчас такая «экономическая пирамида» рушится на глазах как карточный домик и неизбежно рухнет, как бы ни тужилась кремлевская команда. По той простой причине, что нынешняя РФ — не США и даже не их жалкая пародия.
Полагаю, не требует доказательств, что у русского национального государства, не имеющего имперских амбиций, неизбежно совершенно иной будет структура экономики, в которой минимум двум из трех юристов и экономистов места не будет. Заводы запускать, новые наукоемкие технологии разрабатывать, а главное — сельское хозяйство из руин поднимать — таковыми будут первоочередные задачи. Альтернативы нет. И большинству недоучек с юридическим и экономическим недообразованием, волей-неволей придется осваивать новые профессии, например, пастуха или доярки.
Что же касается высшего образования, то инженерное, естественно-научное и физико-математическое образование в первую очередь определяют индустриальный потенциал, обороноспособность, а следовательно, и независимость государства — и поэтому именно они должны получить первоочередной приоритет.
Sorci?re, АНП