anvictory.org » Новости » Вчера взрывали дома, а сегодня пускают под откос поезда — это почерк Путина

Вчера взрывали дома, а сегодня пускают под откос поезда — это почерк Путина

На окраине Экажево летом 2006 года был убит Шамиль Басаев. Второго марта 2010 года ФСБ уничтожила там другого знаменитого боевика-Саида Бурятского, которого называли «исламским Че Геварой» и духовным лидером кавказского сопротивления. Там же, в Экажево, сотрудники спецслужб обнаружили тайную лабораторию, в которой, они утверждают, изготавливали взрывчатку. И этой взрывчаткой якобы в ноябре 2009 года был пущен под откос «Невский экспресс».


В прошлую среду Басманный суд Москвы санкционировал арест десятерых жителей села Экажево, которых для этого доставили в Москву специальным рейсом. Все десять сидят в следственном изоляторе ФСБ Лефортово. Обвинения им пока не предъявлены, но всех подозревают в причастности к подрыву «Невского экспресса»-статьи «терроризм» и «незаконный оборот оружия». Силовики утверждают, что теракт раскрыт. Арестованные ингуши-те самые подрывники, прямо заявил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Глава ФСБ Александр Бортников уже доложил президенту, что генетическая экспертиза подтвердила причастность этих людей.


ОХОТА НА ЗАЙЦЕВ


«Мы шли за Саидом, у нас была точная информация, что он в Экажево»,-рассказывает сотрудник ФСБ, который принимал участие в спецоперации 2 марта. 25-тысячное село блокировали с самого утра. «Действовали наверняка, чтобы никто не смог уйти,-рассказывает Тимур Акиев из ингушского «Мемориала».-В Экажево нагнали столько танков, бэтээров и людей, что заяц бы не проскочил».


В Ингушетии есть популярная забава: охота на зайцев. На рассвете их высвечивают мощными прожекторами, они, ослепленные, как зомби, идут на свет, а их расстреливают в упор. «Моих сыновей расстреляли, как зайцев,-плачет Молутхан Картоева.-А за что, спрашивается? Саида Бурятского мы в глаза не видели и никогда не прятали, мальчики мои были трудолюбивые, их никогда и ни за что не привлекали, не судили, к нам даже милиция не заходила. А по ним-как по живым мишеням».


Братья Картоевы жили на улице Картоева. На огромную семью было шесть домов. «Их все разрушили вдребезги,-рассказывает Молутхан,-вынесли посуду, ковры, одежду, даже памперсы детские забрали». Оставшиеся жены и дети-всего 18 человек-сейчас прячутся по родственникам. Четверо Картоевых были убиты. Еще троих арестовали. «Меня тоже про этот экспресс все спрашивали,-говорит Уматгерей Картоев.-А что я им скажу? Ну слышал что-то по телевизору». Он утверждает, что его сыновья не имеют к подрыву никакого отношения: «Они уже два года за пределы района никуда не выезжали, мы каждый вечер всей семьей ужинали, это все село подтвердит».


На той же улице в тот день взяли еще шестерых братьев Картоевых-первым трем они не родственники, а однофамильцы. «Нас подняли в 10 утра с постели, увели огородами под охраной-якобы ради нашей же безопасности,-рассказывает их отец Мухажир Картоев.-Полсуток меня в местном ФСБ допрашивали-про этот «экспресс», про какого-то Косолапова (чеченский боевик русского происхождения Павел Косолапов, один из главных подозреваемых в подрыве «Невского экспресса», объявлен в розыск.-Newsweek). Да, мои сыновья верующие, но разве это преступление? Они строят дома в Магасе, зачем им взрывать какой-то поезд?»


Десятого задержанного, Зелимхана Аушева, арестовали еще до спецоперации. Спецслужбы утверждают, что обнаружили в подвале его дома мастерскую для изготовления самодельных взрывных устройств, больше тонны аммиачной селитры и пластита, оружие и боеприпасы.


Родственники боевиков всегда в один голос подтвердят их алиби, кто бы сомневался, иронизирует сотрудник ФСБ, все они мирные люди с руками по локоть в крови и селитре. Действительно, на сайте боевиков Ингушетии двое из четырех убитых Картоевых названы «муджахидами, ставшими шахидами». Но двух других убитых Картоевых, видимо, боевики «муджахидами» не считают.


Родители погибших просят вернуть им трупы. С тех пор как семь лет назад был принят закон, запрещающий возвращать родственникам трупы террористов, это стало повсеместной практикой. Есть даже миф, что трупы боевиков, застреленных при штурме Театрального центра на Дубровке, были похоронены в свиных шкурах, чтобы шахиды не попали в райские кущи. На самом деле «уничтоженных во время пресечения теракта» просто кремируют. На практике же на Кавказе терроризм часто переквалифицируют в посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов, чтобы была возможность вернуть труп-иногда за взятку, иногда чтобы не злить людей, рассказывает источник в силовых структурах. Но Саида Бурятского, он уверен, родственникам не вернут.


СТРАШНЫЙ ВРАГ


Саиду Бурятскому было 28 лет. Он уроженец Улан-Удэ-отец бурят, мать русская,-и его настоящее имя Александр Тихомиров. В иерархии боевиков он формально не занимал высоких постов, но стал идеологом и рупором северокавказского подполья. Участие в боевых операциях он совмещал с теоретическими изысканиями в области исламского права.


Силовики утверждают, что он курировал подготовку террористов-смертников. Сам Саид Бурятский говорил, что федералы преувеличивали его роль, но не отрицал, что обосновывал дозволенность самоподрывов с религиозной точки зрения. Он также подтверждал, что дружил со многими боевиками-смертниками и лично провожал их на последние операции. Кроме того, Саид Бурятский был автором знаменитых лекций о джихаде, в которых доказывал, что участие в гражданской войне на Кавказе на стороне исламистов-обязанность любого мусульманина.


«Это был страшный враг-умный, хитрый, умел своими речами зажечь людей»,-говорит собеседник в ФСБ. Он рассказывает, что Тихомиров был очень популярен среди исламской молодежи, даже больше, чем Доку Умаров, хотя был рядовым членом подполья. Подпольные компакт-диски с его выступлениями расходились по Северному Кавказу многотысячными тиражами. Он писал не только религиозные тексты, но и исторические эссе и документальные зарисовки о жизни боевиков-не бандитов, как утверждала государственная пропаганда, а «ярких героев сопротивления». В этой информационной войне он нас переигрывал, признает собеседник в МВД Ингушетии.


Саид Бурятский имел отношение к покушениям и на Рамзана Кадырова, и на Юнус-Бека Евкурова. Кадыров обещал награду в миллион долларов тому, кто сумеет его захватить или уничтожить, и после его смерти назвал его «незаконнорожденным шизофреником». «Шейх Саид Бурятский стал шахидом», сообщили боевики на своих сайтах.


ВЕЧНЫЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ


Дело «Невского экспресса» не первый раз раскрывают по горячим следам-в 2007 году, когда взорвали первый «Невский экспресс», Следственный комитет также оперативно отчитался, что громкий теракт раскрыт. Правда, следствие по этому делу до сих пор идет, и из всех задержанных до суда дошли лишь ингуши Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев. Обвинение называет их исполнителями теракта, а организатором-Павла Косолапова, донского казака, примкнувшего к боевикам в первой половине 2000-х.


Обоих 15 января оправдали по обвинению в терроризме, но приговорили к серьезным срокам за транспортировку взрывчатых веществ, которая была расценена как отдельное преступление, а не как эпизод в подготовке теракта. С самого первого подозреваемого в том взрыве, Хасана Дидигова, обвинения в терроризме были сняты еще до суда, но и его в итоге не выпустили, осудив за разбой. «Это же очень удобно для следствия, хоть вину не доказали, но человек всегда под рукой, можно в любой момент дернуть из тюрьмы и допросить по вновь открывшимся обстоятельствам»,-говорит адвокат Марат Юнусов.


Братья Картоевы, арестованные в Экажево, тоже не первые подозреваемые в прошлогоднем взрыве. Уже через четыре дня после теракта, 2 декабря 2009 года, в подмосковном Солнечногорске задержали чеченцев братьев Мурата и Юнуса Амирхановых. Сейчас они оба под стражей по обвинению в хранении наркотиков и уличной драке, которая случилась аж в 2008 году. При этом их брали 30 омоновцев в присутствии замначальника следственного отдела ГСУ ГУВД Николая Коновалова.


Нодар Дуишвили, адвокат Амирхановых, рассказывает, что на первом допросе ни про драку, ни про гашиш его подзащитных не спрашивали, а спрашивали, где они были в день взрыва и выезжали ли в Тверскую и Новгородскую области, где подорвался «Невский экспресс». «На Лубянке мне объяснили, что на Амирхановых есть оперативная информация,-рассказывает адвокат,-и мне пришлось по часам восстановить все, что они делали в течение пяти дней перед взрывом, чтобы вывести их из-под подозрения в терроризме».


Известно, какая оперативная информация была у ФСБ на Амирхановых: одного из братьев допрашивали в рамках расследования первого теракта «Невского экспресса» двумя годами ранее. Основанием для этого послужил донос на Мурата Амирханова. Якобы в 2003 году он посетил некий день рождения в Солнечногорске, там был «неуловимый» Павел Косолапов, и якобы чеченец даже одолжил ему денег. Амирханов утверждает, что ничего такого не помнит. Адвокат допускает, что информатор ФСБ мог спутать Косолапова с кем-то на него похожим. Так или иначе с тех пор Амирханов-«вечный подозреваемый». С арестованными братьями Картоевыми, не исключает адвокат Юнусов, может случиться та же история.


Источник runewsweek

 

 

Комментарии

Оставьте комментарий